Сегодня достаточно сдать кровь на генетический анализ, чтобы почти со 100% вероятностью предсказать развитие рака молочной железы. Не выезжая из Коврова можно пройти полное лечение от онкологии, включая операцию и химиотерапию. И даже после полного удаления груди ее можно восстановить с помощью пересадки собственных тканей. О наиболее точных методах ранней диагностики рака груди, связи онкологии и рождении детей, факторах риска и реконструктивной маммопластике мы поговорили с Павлом Таптыгиным, врачом-онкологом, хирургом Первого клинического медицинского центра.
А начали мы наш октябрьский диптих (напомним, октябрь — месяц борьбы с раком груди) с истории Анны Дунаевой, художницы, основательницы студии «Зебра». Тем, как Анна 5 лет назад перенесла постановку диагноза и операцию по мастэктомии, Анна уже поделилась с читателями Проспект.Медиа.
Сегодня предлагаем погрузиться в медицинский дискурс и узнать актуальную информацию о раке молочной железы и самых современных методах его лечения в Коврове. Наш эксперт — Павел Александрович Таптыгин, врач-онколог, онкоуролог, хирург Первого клинического медицинского центра.
Павел Александрович, давайте начнем с общих вопросов. Какие обследования необходимо проходить всем женщинам без исключения?
Всем женщинам после 40 лет 1 раз в 2 года нужно делать маммографию, УЗИ – ежегодно. Тем, у кого есть родственники по материнской линии с диагностированным раком молочной железы, эти обследования нужно начинать делать на 5 лет раньше, то есть с 35 лет.
Чем старше женщина, тем медленнее развивается опухоль. У молодых пациенток рак, как правило, очень агрессивный, и он требует таких же агрессивных методов лечения.
На самом ли деле связаны рак молочной железы и кормление грудью?
Кормление грудью является профилактикой рака молочной железы, это правда. Два периода лактации длительностью от 6 месяцев до 1 года уменьшают вероятность появления опухоли почти в два раза. Но есть и обратная связь: женщины, которые родили и кормили грудью больше 3 детей, имеют более высокие шансы заболеть раком эндометрия или шейки матки.
Можно ли иметь детей после прохождения лечения от онкологии?
В принципе, беременность и роды разрешены. Но надо понимать, что многие виды рака – гормонозависимые, а во время беременности уровень гормонов повышается, может произойти рецидив. После мастэктомии врачи назначают прием гормональной терапии (по сути – антигормональной), которая подавляет синтез женских половых гормонов, способных влиять на развитие опухоли, – прогестерона, эстрогена (кстати, повышенный уровень эстрогена у женщин – один из факторов риска, как правило, он сочетается с ожирением). Задача врача – объяснить женщине все риски, и только ей решать, что для нее важнее – ребенок или собственное здоровье.
Перейдем к конкретике. Допустим, на маммографии врач обнаружил небольшую опухоль, есть подозрение, что она злокачественная. Дальнейшие действия?
С помощью УЗИ-навигации врач может сделать две процедуры – пункцию или биопсию. Не путайте эти две инвазивные процедуры. Пункция делается тонкой иглой от обычного шприца — забирается небольшое количество клеток, которые отдаются на цитологические исследование.
Биопсия проводится (обычно под местной анестезией) с помощью специального «пистолета» для биопсии, который выстреливает полой иглой в опухоль и срезает несколько небольших кусочков ткани, в некоторых случаях с лимфоузлов тоже. Эти кусочки также исследует врач-гистолог и выдает патоморфологический диагноз.
Если злокачественность образования подтверждается, в лаборатории проводят еще один тест – иммуно-гистологическое исследование. Оно показывает в том числе чувствительность опухоли к рецепторам гормонов эстрогена и прогестерона, в процентах определяет индекс злокачественности опухоли и так далее. Только зная все параметры можно принимать взвешенное решение о дальнейшем лечении.
Конечно, крайне важно учитывать вид рака, место, где он локализован, требуется ли дальнейшая химио- или лучевая терапия. Лечение каждого пациента с онкологией – сугубо индивидуальный процесс, протокол которого определяется коллегиально группой специалистов еще на этапе диагностики. Для кого-то лечение начинается с операции, для кого-то – с химиотерапии, кто-то вообще обходится только длительной гормональной терапией.
А что насчет генетических тестов? Правда ли, что сегодня можно сдать кровь и узнать вероятность развития рака?
Да, в ПКМЦ есть возможность провести анализ на выявление мутаций в генах BRCA1 и BRCA2, сдавать кровь можно на оба подтипа. В случае выявления мутации только в одном гене можно утверждать, что вероятность развития рака будет высокой, если положительный результат в обоих генах – гарантия почти 100%, что рак рано или поздно разовьется.
При наличии семейного анамнеза подобный тест сделать имеет смысл каждой женщине – в мире такая практика очень распространена, этот анализ входит в международные стандарты. В ПКМЦ он обойдется примерно в 4 тысячи рублей, сделать его достаточно 1 раз в жизни.
Самый известный пример, связанный с анализом на мутации в BRCA1 и BRCA2, – Анджелина Джоли. У нее выявили положительный результат в обоих генах, вероятность возникновения рака была стопроцентной, причем онкология могла развиться как в молочной железе, так и в яичниках. Ей сделали профилактическую двустороннюю мастэктомию — удалили обе груди с сохранением кожи, соскового комплекса и лимфоузлов, и тут же провели установку силиконовых имплантов. Яичники тоже удалили, сейчас актриса получает заместительную гормональную терапию для сохранения менструального цикла.
К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации в случае выявления мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 врачи пока не имеют права проводить профилактическую мастэктомию обеих молочных желез, но, будем надеяться, скоро мы к этому придем. В России сейчас рекомендации следующие: если у пациентки нашли опухоль, ассоциированную с генами BRCA1 и BRCA2, то врачи имеют право удалить как ту грудь, в которой уже обнаружена опухоль, так и вторую грудь в целях профилактики (с сохранением кожи). Повторю: у нас это делается только в том случае, если опухоль хотя бы в одной груди уже есть.
Мастэктомия и реконструктивная пластика: в каких случаях можно за один раз удалить молочную железу и поставить имплант?
В маммологии сегодня есть тенденция к уменьшению объемов оперативной активности и максимальному сохранению органов и дальнейшей их реконструкции. Но все зависит от умений врача и степени его прогрессивности. В рамках онкологической помощи в ПКМЦ мы стараемся совмещать обе эти операции.
Иногда приходится сначала завершить лечение, пройти курс химиотерапии, восстановиться, и только потом уже устанавливать имплант. А в некоторых других случаях удается обойтись наименьшими потерями — удаляется только опухоль и часть лимфоузла, с сохранением соскового комплекса, нервов, сосудов и так далее.
Можно ли как-то восстановить форму и объем груди, если ранее она была удалена полностью и некуда ставить имплант?
Да. Даже после органоуносящей операции с полным удалением груди мы можем установить под кожу эспандер. Это полый протез, покрытый силиконом и очень похожий на обычные силиконовые импланты. Установленный эспандер постепенно подкачивается стерильным физраствором — допустим, раз в неделю-две. За это время кожа немного растягивается, нарастают новые клетки. Так продолжается до тех пор, пока протез не накачается до нужного размера, а вокруг него не образуется достаточно кожи. Единственный минус такого эспандера – он не слишком долговечный. Как правило, с течением времени пациентки просто заменяют его на силиконовый имплант.
Кроме того мы проводим реконструкцию с помощью пересадки собственных тканей из разных частей тела. Например, можем взять кожно-жировой лоскут с живота ниже линии пупка (в народе — «спасательный круг») и пересадить его на грудь.
Получается операция «два в одном»: абдоминопластика (можно сочетать с липосакцией) плюс реконструктивная маммопластика – хирург буквально «выкраивает» округлую грудь, придавая ей нужную форму.
Одновременно можно подтянуть соседнюю грудь, добиваясь симметрии. Все эти операции мы делаем здесь, в условиях Первого клинического медицинского центра.
Но реконструктивная маммопластика – это еще не все, что можно предложить в качестве реабилитации. После мастэктомии женщины часто страдают от лимфатических отеков, и мы можем им помочь. В ПКМЦ есть Центр хирургии осложнений, оборудованных лучшей в мире аппаратурой Carl Zeiss: она позволяет хирургу оперировать лимфатические протоки толщиной с человеческий волос! Конечно, микрохирургия сосудов — это отдельное искусство.
Больше информации об онкологической помощи в Первом клиническом медицинском центре можно узнать на сайте в специальном разделе: https://clinicalcenter.ru/oncology/. Берегите себя и ни в коем случае не пропускайте регулярную диспансеризацию.
Комментировать