После долгого перерыва ваша любимая рубрика «Это мой город» возвращается, да с каким героем! Олег Вячеславович Зайцев, гастроэнтеролог, один из самых известных и уважаемых врачей Коврова, «бешеный патриот родного города», показал нам двор своего детства, порассуждал о ковровской архитектуре, брендах и судьбах медицины, а также объяснил, почему управлять городом должны люди не старше 40 лет.
Я родился…
В поселке Локоть Брянской области в семье учителя и инженера. Отца, закончившего Бауманский институт, распределили в Ковров, и меня, 9-месячного, перевезли сюда. С тех пор я ковровчанин.
Папа работал на Механическом заводе в должности начальника конструкторского бюро, в 1987 год был признан ведущим изобретателем Владимирской области. Сначала мы жили на улице Грибоедова, потом переехали на Либерецкую – она тогда называлась улицей Стачек, затем – в проезд Урожайный, где прошли все мое сознательное детство и школьные годы. Эти добротные двухэтажные дома были, по сути, как коттеджи, где жило руководство заводов – механического, экскаваторного, дегтяревского.
Самое яркое воспоминание того времени – закрытые дворы, похожие на дворы-колодцы в Питере. Наш двор был таким – огороженный, с палисадником, где мы закапывали «секретики», с гаражами, где мальчишки устраивали «петушиные бои», с соснами, вишнями, достающими до второго этажа – с балкона можно было угощаться… Ох, как все изменилось! Не был здесь лет тридцать.
Мы гуляли большими дворовыми компаниями, выясняли отношения с ребятами из других микрорайонов. Зимой прямо на дороге проезда Урожайного играли в хоккей, в теплое время года у подъезда собирались играть в шахматы – как в фильме «Покровские ворота». Это были 70-е годы, и я очень рад, что мне посчастливилось жить в то время.
А это – шикарная голубая ель в проезде Сосновом. По тем временам эти домики считались элитными.
Очень красиво, уютно и зелено – самые светлые воспоминания. Рядом парк, стадион «Металлист», где из репродукторов на весь район играла музыка – крутили пластинки «Песняров», Дом культуры им. Дегтярева, куда я ходил на занятия по хору. А в гараже по соседству мы, будучи уже постарше, пытались играть рок на гитарах, которые сами выпиливали.
Закончил школу №15 – наш выпуск был, кажется, последним, который выпускал директор Борис Андреевич Белов, один из «зубров» педагогики того времени.
Отсюда, из этого двора, я ушел в большую жизнь – уехал учиться в медицинский институт в Ярославле. Это было в 1981 году. Почему выбрал профессию врача? Мой дядька – врач, был одним из ведущих хирургов Украины. Но когда я поступал, еще не знал, кем буду по специальности.
Изначально хотел стать хирургом, потом – кардиологом, но позже понял, что терапия интересней.
В терапии нужно много думать, работать с пациентом, решать «детективные» задачи. А гастроэнтерология – непаханое поле для исследований, целый мир, в котором стремительно развиваются методы диагностики и новейшие медицинские технологии.
После окончания института судьба забросила меня в Киргизию, где я работал в отделении гастроэнтерологии в медсанчасти в закрытом городке под Бишкеком. Меня презентовали как «русского врача», а там само это словосочетание вызывало уважение, было своеобразным знаком качества.
В начале 90-х годов в республике начались волнения, национальные движения, пред-развал Союза, мы почувствовали себя чужаками. Нам посоветовали уехать обратно в Россию, что мы и сделали, все бросив. И очень вовремя: через год-два там все развалилось, люди «понюхали» войны…
25 лет я отработал в ЦГБ, на «комплексе». Когда-то она была элитным учреждением, ее строили по проекту медсанчасти завода им. Лихачева. Нашим народным депутатом был министр обороны Дмитрий Федорович Устинов, он подарил городу две вещи: троллейбусы и медсанчать.
Медсанчасть была огромная, прекрасно оснащенная, благоустроенная, вылизанная. Но завод им. Дегтярева успешно сбросил ее со своего баланса на плечи города. И она стала разрушаться, превратилась в захолустную центральную районную больницу, к сожалению. Хотя, надо признать, мое становление как доктора произошло именно здесь.
Я уверен, что врачи, которые сегодня работают на «комплексе», достойны большего. И дело не в переходе в частную медицину, а во внимании, которое город должен уделять здравоохранению.
Последние 30 лет унижения медицины во Владимирской области привели к выгоранию врачей старой закалки: пациент приходит, а доктор на него волком смотрит. Когда работал в ЦГБ, я мечтал, чтобы на пол положили плитку хотя бы не хуже, чем в торговом центре…
В голодные 90-е, когда двоих детей нечем было кормить, сажали картошку на «Поле дураков», а она не росла. Спасали благодарные пациенты, которые работали на птицефабрике – подкармливали жесткими синими курами…
В 2014 году Владимир Михайлович Седов мне сказал: будем воплощать уникальный проект, строить Первый клинический медицинский центр, приходи. Я долго думал, сомневался, но покинул прежнее место работы, перешел в частную клинику и ни на секунду не пожалел об этом.
Сейчас я живу…
На улице Строителей. У меня есть любимая жена Наташа, две взрослые дочери.
Сегодня моя должность — руководитель терапевтического блока ПКМЦ, в моем подчинении несколько подразделений. Также я ведущий врач гастроэнтеролог. Здесь все по-другому: другая медицина, другое отношение к пациентам, другой менталитет.
Скажу без преувеличения: с появлением ПКМЦ в Коврове, Владимирской области, да и во всей центральной России свершилась медицинская революция. Пришли такие технологии, о которых мы и не мечтали – просто сумасшедшие, фантастические! Здесь поставлены на поток высокотехнологические онкологические операции, сложнейшие операции на сердце…
Мне безумно нравится, что в ПКМЦ, во-первых, рождается много интересных современных проектов, а во-вторых, работает молодежь – амбициозная, хорошо образованная. А я уверен, что все великие вещи делаются в возрасте от 25 до 40 лет.
Любимые места в Коврове…
Вокзал и привокзальная площадь – это визитная карточка города, очень прилично смотрятся. Нравится смотреть с моста, как проезжают «Стрижи» и «Ласточки»: вспоминаю, как сам когда-то уезжал и возвращался. И вот это трепетное чувство, когда до Коврова остается 2 км, у меня всегда в голове звучит песня «Битлов» In My Life: они посвятили ее Ливерпулю, а у меня она — как гимн Коврову.
Здорово, что восстановили храм Феодоровской иконы Божьей Матери. Когда в Ковров приезжал «Аквариум», они на своем сайте выложили фото с нашего вокзала с видом на этот храм. Храмы вообще очень украшают город.
Хорошее впечатление оставляет обновленный парк Экскаваторостроителей, парк Патриот. Когда сюда привели моего внука, он с таким удовольствием все танки облазил!
Военная техника у стен гимназии меня вовсе не смущает. Военная тема –ковровский бренд, его надо использовать, даже абсолютизировать.
Очень люблю улицу Труда. Как ее отделал ЗиД! Красивейшая улица с клумбами, фонтаном, мощеным тротуаром. А чего стоит входная группа в парк! Шикарно, просто архитектурный изыск для Коврова.
Нравится полукруглое здание у Павловского моста, на проспекте Ленина, 4. Мне кажется, дома с круглыми элементами – фишка ковровской архитектуры. Похожие конструкции — у домов-коммун на Октябрьской, Социалистической и Абельмана: их, кстати, строили немцы, причем не военнопленные, а те, кто поверил в коммунизм и Советский союз, по зову сердца… Хочется верить, что когда-нибудь их отреставрируют.
Считаю, что здание ПКМЦ и близлежащая территория – тоже украшение города. Обожаю, когда все ухоженно, упорядоченно.
Нелюбимые места в Коврове…
Я очень люблю Ковров. Я бешеный патриот своего города!
Но, например, очень жаль, что на месте бывшего ресторана «Россия» на Абельмана, где мы с женой играли свадьбу, так и стоит этот металлический остов, хронический «скелет» сгоревшего здания. Таких недостроев в городе немало – на той же площади Воинской славы. Это меня просто убивает.
И не нравится, когда прямо перед жилыми домами втыкают коммерческие здания, закрывая вид из окон.
В Коврове за 10 лет изменилось…
Появились небольшие уютные кафешки, магазинчики. Очень нравятся новые фитнес-клубы, это просто вау. Стали облагораживать маленькие симпатичные скверики – это тоже очень хорошо. К визиту Путина подкрасили фасады домов в центре – слава богу, краска еще не осыпалась.
Появились классные черно-белые граффити – Спасо-Преображенский собор на улице Воробьева, недалеко от «Хаммера», и портрет Дегтярева на Чернышевского – потрясающе! Но и там и там рядом – помойка…
Проложили полноценную городскую велодорожку и асфальтную дорогу на улице Тургенева, стало очень удобно. Надо продолжать в том же духе: когда что-то делается для людей, они этим пользуются и радуются.
Коврову не хватает…
Движения в сторону молодого поколения. Не хватает достопримечательностей, которые можно показать современным туристам. Чтобы впечатлить знакомых из других городов, сейчас приходится везти их на экскурсию в Доброград.
К сожалению, у нас центр города какой-то траурный, кругом места памяти и скорби. А молодежь – это жизнь, радость, новшества. Мы должны жить будущим, а не прошлым.
Вот раньше на площади у кинотеатра «Ковров» был фонтан, тусовалась молодежь, что-то происходило, потом заглохло. А когда там появился X-Fit и McDonald’s, когда благоустроили сквер за монументом 200-летия, я возрадовался: наконец-то сделали какой-то центр притяжения! И тут бац – новый забор, «Континент» строит многоэтажку. А хотелось бы, чтобы появилось некое подобие Арбата, пешеходная зона, небольшие уличные кафешки.
В Коврове две музыкальные школы. Почему бы ученикам не устраивать открытые концерты? Например, по выходным играть на улицах, в скверах классику, популярную музыку – как в Москве. И набережная городу нужна.
Я бы хотел изменить…
Я бы убрал троллейбусы с «рогами» и запустил в город электробусы. Не вырубал бы деревья без крайней необходимости: зелень – еще один бренд Коврова. Построил бы большой фонтан в центре города. И все управление отдал в руки 30-40-летних, чтобы для развития города они все делали так, как считают нужным. Буквально все. Иначе мы будем сидеть в луже.
Больше историй, героев и мнений — в рубрике «Это мой город«
Комментировать