#ЭтоМойГород Новости

Это мой город. Марина Кузнецова

проспект медиа, это мой город, марина кузнецова, ковров

Воспоминания художницы Марины Кузнецовой о городе ее детства, Коврове 80-х годов, — просто клад. Кренделя на магазине «Каравай», вишневые сады, «Миру мир!» на первой девятиэтажке, памятник Павлику Морозову, Первомайские демонстрации, сыроежки в центре города, могилка собачки у ворот детского сада — предлагаем вместе перенестить в прошлое и задуматься о настоящем.

проспект медиа, это мой город, марина кузнецова, ковров

Я родилась…

На улице Первомайской, 15.

Первые два окна – мои. На этом пне, где сейчас растут древесные грибы, раньше была моя любимая береза. Грибы у ворот мы тоже собирали – сыроежки.

Во дворе росли тополь, черемуха, огромные кусты сирени, вишневый сад – целые заросли! Еще росло «майское дерево» — не знаю, как оно правильно называется. Оно первым зеленело весной.

На 1 Мая мы срывали по веточке, брали в руки шарик, красный флажок и шли на демонстрацию.

В окнах все время торчали кошки. Рамы окон когда-то разрисовывал мой папа, художник, иконописец Юрий Эросович Кузнецов (о династии Кузнецовых и «кузнецовского» письма мы вам рассказывали, — прим. ред.). Все утрачено, конечно…

В доме были и центральное отопление, и печка. Высокие потолки – 3,5 м, люстру вешали только со стремянки. У нас была отдельная ванная комната с окном, 3 жилых комнаты.

Мусоропровода не было. С утра, часов в 7, по улице шел мужик с рожком и гудел. Все выходили с ведрами (пакетов тогда не было) и выбрасывали содержимое в кузов машины.

В соседнем дворе летом по вечерам мужики пьяные играли в карты, в домино. Я тогда думала: как классно! Как шумно, весело! Впервые от них услышала матные слова – у нас в доме матом никто никогда не ругался.

Вот здесь, прямо у забора садика, была могилка собаки по кличке Пальма – с оградкой! Ее хозяйка была жуткая женщина с трагической судьбой: она погибла под колесами снегоуборочной техники…

На Пасху она ходила на эту могилку класть крашеные яички. Мы все ее боялись.

А сколько раз я застревала между прутьев забора садика!

Сначала я училась в школе №3. Помню, у входа стоял памятник Павлику Морозову. Даже будучи пионером я тайно Павлика недолюбливала и не одобряла его героический поступок. В старших классах училась в школе №22 – ее как раз только построили.

проспект медиа, это мой город, марина кузнецова, ковров

Сейчас я живу…

С домом, где я живу, связана интересная история. В детстве было у меня любимое место — первая девятиэтажка в Коврове на Социалистической, 4Б, на ней было написано «Миру мир!». У меня там жила подруга Оля.

Когда мы переезжали с Первомайской, мой папа говорит: давай помечтаем, вот в каком доме ты хотела бы жить? Я говорю: хочу как у Оли. В 4-м доме, на 4-м этаже, в 4-м подъезде, в квартире №23. Папа: 23-ей квартиры не может быть в 4-м подъезде. Я: ну, в 123-ей квартире тогда. И в 1989 года я переехала на Маяковскую, в дом №4, в 4-й подъезд, квартиру №123… Чудеса!

Любимые места в Коврове…

Несомненно, старая часть города, парки. Люблю район около «Современника», улицы Сосновую, Пионерскую, частный сектор за улицей Маяковского, Тургенева, Пушкина, проезд Достоевского – раньше много там гуляла. Нравится любой частный сектор.

проспект медиа, это мой город, марина кузнецова, ковров
В детстве я очень любила странный «кубик» на перекрестке Социалистической и Либерецкой, рядом со «Строймастером». Он был загадочный, я никогда не понимала его назначение. Можно было ожидать, что там как минимум живут какие-то гномики.

Когда-то магазин «Каравай» (нынешний «Хлебный дом»), который располагается по соседству, украшали муляжи кренделей и батонов. Их изготавливал мой папа. В самом магазине висели вилки – пробовать хлеб на свежесть. Помните такие?

Иногда можно было подкараулить грузчиков и заполучить отвалившуюся корочку хлеба. Продавцы часто предлагали вечно голодной школьнице сухарик.

На улице я всегда находила денежки – уж три копейки на газировку или пять копеек на четвертинку черного наскребала по-любому.

Знала, в каких палисадниках растет крыжовник или черноплодка, до которых можно было дотянуться моими тонкими ручками и длинными пальцами.

Нелюбимый район…

Больничный комплекс. Черный дол. Почему? Мой дед, художник Эрос Васильевич, ходил на этюды в сторону Троицко-Никольского кладбища и брал меня с собой. Мне было скучно и жарко. Хотя в некоторых местах можно было пособирать стреляные гильзы.

Чаще всего вне работы меня можно встретить…

По улицам хожу, гуляю в парке им. Дегтярева. Слоняюсь по району. Или еду в Москву.

В Коврове за 10 лет изменилось…

Построили хороший вокзал, торговые центры, «Ковров Молл», спортивные площадки, финтес-клубы. Я довольна. И тем, что появился новый бассейн.

Радует, что теперь у нас работают доставки из интернет-магазинов, очень удобно.


Коврову не хватает…
Более активной культурной жизни. Творческих вечеров, встреч. Мне, например, очень нравились «КамИны», которые проводил Проспект.Медиа.

Лично мне в Коврове не хватает хороших парков. Наши парки стали «прозрачными», нет уединенности, густой зелени.

Хочется где-нибудь на лавочке посидеть, на травке полежать с пледиком. У нас это не принято, да и особо негде.

Конечно, было бы здорово, если бы Ковров стал таким же зеленым, каким был когда-то. Нужны фонтаны, интересные архитектурные, декоративные, ландшафтные элементы.

проспект медиа, это мой город, марина кузнецова, ковров

Я бы хотела изменить…
Вообще, меня Ковров всегда устраивал, иначе я бы здесь не жила. Но хотелось бы, чтобы «Ласточки» в Москву ходили чаще.

И поменьше сайдинга! Взять тот же «кубик» Социалистической, где мы фотографировались. Могли бы кинуть клич среди художников граффити и разрисовать его.

Больше героев, историй и мнений — в рубрике #ЭтоМойГород

Поделиться:

Комментировать

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля