#проспектнаЗОЖе Еда

«Я — пищевой аддикт в стадии анабиоза»: история одной зависимости

Вы могли подумать, что я только и делаю, что ругаю ленивых толстяков, не желающих взяться за своё тело. Но я знаю, каково им, и знаю, как можно помочь. Поговорим сегодня про зависимость. Как набраться сил, чтобы изменить все?

«Зависимые бывшими не бывают, если человек постоянно не трудится над своей саморегуляцией и пускает все на самотёк — он съезжает обратно, это 100%. Даже самый крутой и осознанный. Деградация не нуждается ни в каких усилиях, достаточно просто потерять мотивацию для развития». Н. Рубштейн.

Аддикция. Как много в этом слове…

Я тренер по фитнесу, и на все вопросы клиентов касаемые питания я обычно отвечаю общими рекомендациями ВОЗ по БЖУ, витаминам и микроэлементам. Потому что я тренер, а не диетолог — у меня нет специального образования, и считаю неэтичным расписывать подробные планы питания. А ещё я пищевой аддикт в стадии анабиоза, поэтому мне сложно давать определенные рекомендации, которые я сама не в силах исполнять.

Но разговор пойдет не о тренерской этике, а об аддикции, попросту — зависимости.

Аддикция – это постоянный, навязчивый голод. Она имеет одинаковый механизм, и неважно, от чего зависит человек: пища, химические вещества (наркотики, сигареты, алкоголь), секс, мастурбация, любовь, учеба, работа, спорт или фитнес, интернет, шопинг, стремление иметь идеальные пропорции лица и прочее — все то, что активно стимулирует мозг на выработку гормонов дофаминовой группы. А значит, доставляет кайф, расслабление и разрядку. И забирает много вашего внимания.

Все аддикции убивают человека одинаково! Нет разницы, на спорт вы «присели» или на наркотики. Вот пока не присели, разница велика. Наркотики в любом количестве вредны, а спорт в умеренном количестве полезен. Но если вы слишком присели на спорт, он так же разрушителен, как и наркотики. Он угробит ваше сердце и ваше суставы.

Все аддикции:

1) лишают человека контроля и подчиняют себе;

2) имеют прогрессивную динамику (растут с ускорением);

3) разрушают физическое здоровье;

4) разрушают социальные связи и приводят личность к дезадаптации.

Помимо пищевой у меня была аддикция любовная. Но, благо, на том конце субъект, а не объект: и нельзя просто так придти в магазин и оплатить его на кассе. В этом случае хорошо помогает дистанция, а еще понимание, что чувство не взаимно.

А вот любовь к еде у меня навсегда. Только еде все равно, есть я или нет — ее съест кто-то другой или она испортится. Пофиг, что желудок с избытком переполнен, надо съесть ещё. Каждый раз: вот последний кусочек, последняя сигарета, последний секс непонятно с кем, последний косячок, последний километр. Вот как-то так это происходит. Ну что? Все как под копирку, убедились, наркоманы чёртовы?

Когда ты зависим, аддиктин занимает огромное место в твой жизни — постоянный круговорот мыслей, эмоций вокруг него. И ещё постоянные качели, если пытаешься бросить. Эйфория от того, что освободился, и апатия, потому что скучно, что-то плохое случилось — да много причин. А когда апатия? Ее невозможно терпеть, это стресс, который надо заглушить. А чем? Едой, конечно же, или интернет-серфингом/сигаретой/шопингом/алкоголем.

Человек, у которого налажен пищевой режим, и который не знает, что такое неконтролируемое обжорство, может давать аддикту глупые советы, например: «Есть надо для утоления голода, а не для удовольствия». Ему кажется, что это очень разумный совет. Очевидно же, что утолить голод можно небольшой порцией еды, а съедать килограммы фастфуда — глупость или распущенность. Не-аддикт может испытывать отвращение к аддикту, поскольку тот кажется ему идиотом и самоубийцей. Все просто! Утоляй голод и не тупи.

Но голод человека с нормальной саморегуляцией и голод человека в аддикции — принципиально разные вещи. Второго одолевает голод такой силы, что ему требуется героическая борьба, чтобы противостоять этому голоду. Если бы первому дать почувствовать этот голод, с непривычки он бы и не справился. К счастью для него, химия его мозга по отношению к еде — совершенно нормальна, уравновешена, и голод не сводит его с ума, утоляется быстро и не занимает в его жизни особого места.

Химия организма работает на приоритетную задачу, а сильная аддикция выглядит так, будто это — цель вашего существования, и мозг эту цель послушно принимает и находит способы подчинить ей свою работу.

Механизм начала аддикция таков: сначала человеку начинает нравится аддиктин, он приносит ему удовольствие и заряд энергии. Потом, испытав отрицательные эмоции — стресс, он находит, что еда/секс/сигареты/онанизм/бег, etc. этот негатив заглушают — так он получает разрядку и сбрасывает напряжение. Само собой, начинает этим способом успешно пользоваться. Поведение закрепляется.

В итоге доходит до той точки, когда возникает толерантность из-за потери чувствительности, и стимула нужно все больше. Аддикт ищет не кайфа, он ищет избавления от страданий. Если он не получает дозу, у него стресс. Круг замкнулся.

Что же делать, совершенно обоснованно спросите вы? Забавно, что снизить пищевую аддикцию мне помогла влюблённость, и уже про «есть» я не думала. Потеря  веса произошла сама собой. Мозг получил энергию (эйфорию) от другого и не заметил недодачу. Поэтому самые лучшие способы избавляться от пищевой аддикции — это любовь и творчество. Когда стало понятно, что чувство не взаимно, из-за вновь образовавшегося стресса не начала его заедать, а внимание переключила на работу и творчество. Это помогло.

Я знаю очень много про аддикцию, перепробовала кучу способов. Осознаю, что бессильна перед ней, и она может меня сломать. Как и любая аддикция любого человека. Но я также знаю третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. И это не повод сложить лапки и плыть по течению.

Что же делать, когда «накрывает»?

1. Отвлекаться всеми доступными методами, обязательно положительными. Бывает, вы чего то жаждете, и вас внезапно прерывают срочные дела, а потом вы и думать забыли про ваше наваждение.

2. Избегать мест, в которых водится объект вашей нездоровой страсти, или лиц, с ней связанных. Так меньше искушений.

3. Заняться уборкой, привести дом в порядок, например — тут необходимо именно погрузиться в деятельность (на самом деле, любую). Словить кайф от чистоты и порядка.

4. Пообщаться с приятными собеседниками, друзьями. Заняться с ними чем-то интересным. Но! Ни в коем случае ни разу не упоминать про зависимость, а если вы любовный аддикт — не навязывать разговоры про своего возлюбленного, а болтать на отвлечённые темы. И уж тем более не надоедать звонками/сообщениями и слежкой в соцсетях субъекту вашей безумной любви.

5. Поддержка близких. Если вы им дороги, они, безусловно, не станут покупать в дом конфет, а съедят их где-нибудь в другом месте.

6. Работа, творчество, безобидные увлечения.

7. Убирать вредные и закреплять полезные привычки постепенно. Вы привыкли пить колу, но начали пить диетическую колу. Ее вкус противен, но вы стойкий оловянный солдатик, и вас не сбить с пути праведника — вы продолжаете ее пить и в какой то момент обнаруживаете, что вам — норм (чувствительность восстановилась, надо перетерпеть!) Тогда вы идёте дальше, вверх на одну ступеньку, и меняете ещё какой-то элемент. Начинаете выходить вечером на прогулки вместо просмотра очередного сериала. Да, конечно, очень важно знать, что там произошло, но вы-то себе важнее, и свежий воздух так бодрит, а ещё после прогулки гормоны счастья активизировались. Что приятно.

8. Перестать жалеть себя и видеть в вашей истории что-то особенное. Да таких историй — миллион! Можно, конечно посмотреть на соседку, она-то жирнее на 10 кг, и порадоваться за себя 90-килограммовую «стройняшу». Но сравнение чревато новыми срывами.

9. Никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Наоборот, старайтесь находить мотивацию в успешных историях. Раз у них вышло, то и в вашей жизни может забрезжить свет. Только собственные действия приведут вас к успеху. Ежедневные действия. Вы это делаете для себя, запомните. Как мантру.

10. Здоровый юмор. Не унижающий, не восхваляющий. А такой, что позволяет понять, что вы не совершенный, и это нормально! Каждый, даже президент, может случайно уронить телефон в унитаз, в который только что пописал.

11. Не создавать себе жестких ограничений и не ругать. Мозг сразу отреагирует: «тааак, вот эта вкусная вещь скоро может исчезнуть, а ведь она такая манящая и доставляет столько удовольствия, что нужно срочно ее раздобыть». А потом все по кругу: ну, ещё кусочек, последний… ну вы помните.

12. Даже если все получилось, вы можете скатиться обратно — резко или даже постепенно. Поэтому именно здесь, на этапе, когда ваша зависимость более или менее подконтрольна, важно не поддаваться инерции и проявить волю — отказаться от последнего куска пирога, просто потому что вы уже наелись. Совершенно обоснованно можете заявить: «заверните мне с собой, пожалуйста». И съесть с превеликим удовольствием, когда действительно будете голодны. Правда, это будет актуально только для пирога и пищевой аддикции.

Следуя бездумным диетам, можно глубоко поломать метаболизм, угробить эндокринную систему, довести себя до серьёзных психологических болезней — анорексии или булимии. Некоторые болезни могут проявиться позднее, и ни сам человек, ни его окружение не свяжут сей факт с похудением.


По прошествии стольких лет бесполезных попыток взять верх, я понимаю, что совершенно не владею своим организмом. И если хочу добиться чего-то, то только путем сотрудничества: окружая его заботой, вступая с ним в диалог, учитывая свои индивидуальные особенности, без зависти к другим, с моей точки зрения, людям, с идеальным телом и отлаженной системой питания.

Сейчас я на том уровне саморегуляции, при котором организм диктует мне, что хочет, а я, в свою очередь, четко соблюдаю его интересы. Когда возникают соблазны, но я уже не голодна, использую волю. Это ощущение контроля, конечно, умозрительно. Ибо я знаю, что в любой момент могу переборщить, и вся моя саморегуляция полетит к чертям.

Маленький стресс способствует новой адапатации, большой стресс разрушает организм. Вот именно поэтому движение должно идти миллиметровыми шажками. Задача аддикта — переделывать себя так, чтобы стресс был небольшим. Напряжение систем организма — это хорошо, это нагрузка и тренировка, но ломка и насилие над организмом — это очень плохо.

Резкое изменение условий среды вызывает вымирание, а не эволюцию! Нужно пройти процесс собственной эволюции, чтобы эндокринная система перестроилась и стала такой, как у человека, который ест мало, красив и здоров. Если вы давно едите много, у вас все совсем другое, и для вас его режим питания не подходит, пока вы не станете таким же. Это абсолютно то же самое, как засмотреться на спортсмена и попытаться повторить то, что делает он, пробежав так же много и так же быстро. Ну и сдохнете вы почти сразу, упадете на землю — у вас другое сердце, у вас другие мышцы, у вас ВСЕ совсем другое. Так почему вы думаете, что пищевой системы это не касается? Еще больше касается, ведь питание — это основа жизни, это главная сфера, на которую ориентирован организм.

Пищевая аддикция, безусловно, не самая страшная зависимость. Но она бъет по здоровью существенно, влияет на качество жизни и запускает процесс умирания и болезней, как и все остальные. Будьте здоровы, будьте независимы и умеренны в своём выборе.

В статье использовались материалы блога evo-lutio.livejournal.com

Картины художницы Lee Price

Поделиться:

Комментировать

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля