Верно говорят: нет пророка в своем Отечестве. Поисковик «Яндекса» ставит ковровского поэта Александра Непомнящего в один ряд с Башлачевым, Летовым, Арефьевой и Веней Д’ркиным. А большинство ковровчан даже не знает, что у них есть такой земляк. 20 апреля исполняется 10 лет со дня смерти Александра Непомнящего.
По этому поводу в «Современнике» пройдет концерт его памяти. Расписывать биографию Непомнящего нет смысла — все основное есть в «Википедии«, на сайте и в группе «ВКонтакте«. Мы в свою очередь попросили людей, лично его знавших, поделиться воспоминаниями. Заметьте: не ковровчане откликнулись на нашу просьбу гораздо охотнее. Обидно.
Иван Бунтилов (отец Иоанн), г. Ковров:
10 лет назад, 20 апреля 2007 года у меня родилась дочь. 20 апреля День рождения моей жены Ольги. Так что в этом году для меня 20-е апреля — День рождения любимой, 10 лет дочери и 10 лет, как Сашка в раю…
Мы познакомились, когда я в 9-м классе учился. На концерт (афиша 1994 года — внизу) мне денег родители не дали. Меня Валера Морозов провел. Хотя сам не участвовал. Царствие ему небесное… Они с Деном «Агдам» глушили весь концерт у Хвоста в коптерке. И мне стакан налили…
И Сашка там оказался в какой-то момент. Спуск в подвал, не налево, в «Подземку», а направо. Там места мало было. И потом мы там сидели, года три спустя, когда он приезжал с «Крантами» за Лимонова агитировать. Он тогда сильно напился, в полусознании прибывал постоянно. Я там пел что-то типа «Все это рок-н-ролл». Ни Саша, ни «Кранты» играть за НБП были не в состоянии, вот народ из зала и выходил. Ну меня-то Хвост попросил. У Сашки тогда мозги кипели. Это был первый раз в моей жизни, когда я увидел живого поэта. Вернее, осознал, что вот он — настоящий поэт. И он пьет от боли, и мозги у него кипят.
А еще была история в 1999-м, вроде, на Дне молодежи в парке КЭЗ. Я приехал из Владимира играть по программе, а Сашка просто приехал домой и пришел в парк погулять. Я к Хвосту — давай его в программу фестиваля. Хвост быстренько всем панкам по 10 минут урезал и наскреб Непомнящему полчаса времени. Под занавес. Уже темно было. Сашка играл на морозовском «Стратакастере», что сейчас у Валька. Стоя, поставив ногу на стул. У Хвоста видео есть на кассете. А панки нас потом ждали, чтоб побить за то, что у них время отняли. А Сашка был при деньгах и всех напоил. И мы с ним шарились до утра. Он спал на скамейке в парке. А я не спал. Потому что был еще молод».
Александр Терехов, г. Москва:
«Как я познакомился с Сашей. Осень 1998 г. Я учился на 3-м курсе биофака МГУ, народ у нас собрался весьма нескучный, пьющий и поющий. Я был совершенно дремуч в свои 18 лет, любил попеть что-то из Аквариума и ДДТ, а вокруг были однокурсники заметно попродвинутее. Стал запоминать новые фамилии и связанные с ними песни. «- Это кто, Науменко? — Нет, Наумов». Никита, мой однокурсник чуть постарше меня, играл почти всего Майка, что-то из Наумова, при этом равно презирал БГ и Шевчука. Еще были странные песни: одна сразу зацепила, с рефреном «вновь кто-то умер, это не я»… Спрашиваю, кто это? Непомнящий. Странный псевдоним, думаю я (наверное, многие так думали поначалу).
Дело было ближе к зиме. На территории Универа висят афиши о концерте Непомнящего в музее Маяковского. Решил сходить (больше никого из моих знакомых не было). Пока ехал в метро, придумал рифму — «на Лубянке злые панки». Представлялось что-то в духе услышанных когда-то рассказов про концерты ГО в 90-е — толпы пьяной агрессивной молодежи, ломающей стулья и бьющей друг другу морды. Приезжаю, захожу в зал (опоздал немного). На мягких сиденьях-диванах сидит интеллигентнейшая молодежь и внимает человеку на сцене. А там… Бывают такие моменты-озарения, «second sight», когда видишь немножко больше, чем обычно. Так вот, на сцене не совсем человек, на сцене горит яркий костер. В зале вокруг — отблески пламени на лицах людей…
Еще байку расскажу — «Матрица».
Показал я Саше фильм «Матрица». И он тоже очень этот фильм полюбил. Обсуждали с ним многочисленные христианские отсылы поверх очевидного гностического смыслового слоя, Саша песню «Матрица» потом написал и в других своих вещах тоже на фильм ссылался. Ну не суть…
Дело было в 2001 году в Старом Осколе. После «Лиры» теплая компания из белгородцев, москвичей (в т.ч. мы с моей будущей женой) и, возможно, жителей еще каких-то мест, не помню уже, под предводительством Непомнящего шаталась себе по городу. Забрели куда-то совсем на окраину, разместить такую ораву у себя дома никто из Сашиных знакомых не согласился, погода отличная — в общем, побрели все в поле на ночлег. Отошли от дороги метров 300, чтобы нас не замели блюстители порядка. Расположились, сидим-общаемся. Одна беда — кончилась водка (которой выпили уже немало). Долго ли, коротко ли — решили за ней сходить. Пошли почему-то мы с Непомнящим.
Т.е. там ну совсем окраина, сумерки, идем по дорожкам через поле к многоэтажкам очень спального района сурового города хлеборобов и металлургов. У Саши с Осколом был связан все-таки достаточно большой отрезок жизни, и он неплохо в городе ориентируется. Нам надо дойти до магазина через пару кварталов отсюда, при этом избежать контакта с местными гопниками. Последние хорошо знакомы нам по «Лире», но в этом районе, по словам Саши, живет какая-то особая порода, завидев которых издалека, лучше сразу раствориться в пейзаже. Вот за такими разговорами, все время настороже, дошли до магазина, купили водки и пошли обратно.
Гопников не видать, людей вообще нет, сумерки сменила ночь. Идем по той же широченной окраинной улице, добрались до поля, входим, кажется, по той же дорожке на него… Стоп, а где же наши? А наши исчезли. Совсем. Впереди слабопересеченная бороздами целина, сзади — многоэтажки, темно. Вот по этой тропинке мы шли, вот здесь поворачивали — согласие у двух Саш по этому поводу стопроцентное. Но никого нет. Постояли, покричали, походили кругами довольно долго. Может быть, пока нас не было, остальных забрали в ОВД? Нет, говорит Саша. Ты, говорит, не замечал по дороге двух одинаковых кошек? Вот, пока мы ходили, Матрица что-то поменяла, и теперь мы пришли в чистое поле, где не было и нет никого. Искать их бесполезно, надо смириться.
Честное слово, я был готов тогда в это поверить на полном серьезе. Но вариант потерять ночью в чужом городе любимую девушку меня совсем не устраивал. В очередной раз оглядевшись в отчаянии по сторонам, я вспомнил, что когда мы уходили с поля, вид многоэтажек впереди напоминал подобный пейзаж в Крылатском, если смотреть со стороны холмов, а сейчас они стоят немного иначе. Пошли мы искать точку, с которой многоэтажки будут правильно выглядеть. Ходили-ходили, пока чуть не наступили на мирно спящих людей — оказывается, всю тусу срубило давно. Купленная водка не понадобилась…»
Протоиерей Димитрий Струев, ближайший друг Александр Непомнящего, г. Липецк. Димитрий отпевал Непомнящего в Коврове:
«О Сашке — удивительным образом он продолжает участвовать в моей жизни и эти 10 лет. Важнейшие встречи, коренным образом влияющие на мою (и не только) жизнь связаны с ним и с его творчеством».
Олег Железнов, фотограф, музыкант, г. Ковров:
«Я с Сашей не был близко знаком. Как-то после концерта возле клуба Ленина пили с ним неразбавленный «Рояль» из горла, без закуски. И еще один момент был. Начало 2000-х. Мы с ребятами (втроем) ехали из Москвы, как водится, навеселе. Электричка Владимир-Ковров, вечером народу мало, и мы в одном вагоне с Сашей, на соседней лавочке. У нас кофр гитарный свежекупленный, у Саши тоже гитара с собой в каком-то самопальном чехле. Идут билеты проверять! А мы пьяненькие че-то бухтим, мол, нет у нас ничего и все такое. А ревизор рукой махнула — черт с вами, музыканты! — и ушла. В общем, подумала, что Саша с нами — мы с гитарой и он. Смешно получилось.
Юрий Gordon (на фото слева), адвокат, г. Москва:
«Александр Непомнящий — мой крёстный отец. Много знаю. И историй полно… Саша никогда никого не учил жизни. Разве что только искренне делился очередным прочитанным. А такого, чтобы кому-то впихивал, как правильно жить — этого не было. При этом рядом с ним какие-то вещи становились понятными сами по себе. А самое жёсткое, что я от него в отношении кого-либо — это словосочетание «Он мне очень не нравится».
Зачем стоит идти на концерт памяти Непомнящего 20 апреля в Коврове? Затем, чтобы стать лучше. Это если коротко».
Нам добавить нечего. Кроме песни.
Александр Непомнящий, «Апофатия»
«Курская»
Хорошо, что помнят Непомнящего. Хорошо, что пишете об этом. Спасибо. Знала Сашу, учились вместе. Такой необычный и светлый был паренёк…
как жаль, что о концерте узнал только сейчас!