Культура Новости События

Дело о разводе и Баллада о любви. Рецензия на премьеру театра «Вертикаль»

23 и 24 ноября в ДК имени Дегтярева прошла премьера спектакля по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» в постановке Народного молодежного театра «Вертикаль», режиссер-постановщик Евгений Соколов. Скажу честно, с творчеством режиссера и театра была практически не знакома, шла с огромным интересом и с некой долей сомнения. Все-таки театр народный, не профессиональный, а это всегда риск разочарования. Но стоило только занавесу раскрыться, стало понятно: уровень постановки будет достойным — мастерским и современным.

Сцена открылась криком «свобода». По сцене бежали, летели девушки с чемоданами в руках, они кричали слово «свобода», и чемоданы их казались невесомыми.

Черный задник от пола до потолка был хаотично увешан рубашками и платьями, словно в воздух выброшенных из этих чемоданов. Многочисленных чемоданов, которые все действие символично гуляли по сцене, то уходя из родных квартир, то возвращаясь в них.

Середину сцены делили двери-трансформеры с фотографиями из рекламной фотосессии, предварявшей премьерный показ. Надо сказать, что анонсы постановки сами по себе уже были грамотно срежиссированным художественным произведением.

В эти двери врывались судьи — мужчина и женщина в одинаковых строгих костюмах. И квартира превращалась в суд, а интимная беседа двоих — в бракоразводный процесс. В эти двери судьи уходили парой, неизменно держась за руки. А участники процесса, чаще всего, расходились в разные стороны.

Лавров и Лаврова. Совсем молодая пара Катя и Митя. Он подозревает ее в измене. А ее душит его недоверие. Оба ведут себя так, будто впереди еще несколько жизней, чтобы все изменить, чтобы снова сойтись и опять разойтись. А жизнь – одна. И длина ее никому не известна. И именно это понимает Катя, случайно узнав, что ее бывший муж обвиняется в нападении на человека. Теперь ему грозит тюрьма, а она может потерять его навсегда. Теперь это не чужой ей человек, с которым «несходство характеров», а ее — родной, любимый и единственный муж.

Миронов и Миронова. У них две дочки и 24 года совместной жизни. Она простая женщина, довольно грубая. Он иногда выпивает, его тянет читать стихи и танцевать. Несовместимость характеров. Развод.

Никулин и Никулина. Они знакомы с детства. Он любил другую девушку, ушел на фронт, а та вышла замуж. Никулин женился на подруге детства, пожалев ее, одинокую, с маленьким ребенком. Год назад встретил свою прежнюю любовь — чувства вернулись. Жить вместе Никулины больше не могут. Развод.

Керилашвили Дато и Лариса. Он – грузин. Мать Ларисы ждала от него кооперативную квартиру, но так и не дождалась, хочет, чтобы дочь вернулась к первому мужу (вероятно, более надежному в финансовом плане). Лариса любит мужа, но находится под влиянием матери. Развод.

Драматические сцены тесно переплетаются с комическими, и последние лишь усиливают накал первых. Смех героев звучит на грани истерики, переходя в крик о помощи. Но все же режиссер не дает зрителю пережить нервный срыв. Режиссер дает зрителю возможность отдышаться и подумать.

Постановка Евгения Соколова интересна не только обращением автора к драматургу советского периода, но и своим сценическим решением. Володин, безусловно, очень близок кинематографу, поэтому его пьесы так активно экранизировались («Пять вечеров», «Слезы капали», «Осенний марафон», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери»…).

Режиссер театра «Вертикаль» очень хорошо это чувствует и умело использует такую особенность литературной основы. Кинематографичное пространство спектакля, при его минимальной предметной загруженности, постоянно трансформируется.

Работает абсолютно всё, находящееся на сцене и за ее пределами. Двери – впускающие и выпускающие, разделяющие и воссоединяющие, домашние и казенные. Железная кровать — островок личного пространства, плот в бушующем вокруг героев море, махина, агрессивно движущаяся на главного героя. Фотографии, которые заполняют и сцену, и стены уже в зрительном зале, объединяя их, делая зрителя, если не прямым участником или свидетелем, то уж точно таким же, как и герои.

В качестве монтажных стыков режиссер использует двери, режущие и сшивающие пространство сцены; красный телефон, впускающий в дом героев чужого человека – чужую женщину; девушек, привносящих новое настроение в «кадр»; и музыку, танцы – музыка и танец тут играют свою, одну из главных, ролей. Включается музыка — герои пускаются в пляс. Это танец влюбленной женщины, это танец отчаявшегося мужчины, это танец любящих вопреки, это танец, помогающий всё забыть.

Свет – также гениально монтирует сцены. Выхватывает героя, как преступника, из темноты, заостряя его черты. Припечатывает героиню к стене, делая еще более беззащитной. Свет пульсирует в такт музыке, заводит и доводит зрительский нерв. Свет бежит по верху сцены, загораясь вечерними окнами. Окнами, в каждом из которых тоже своя история, своя любовь или измена, праздник или осколки битой посуды, тихие слова признаний или взаимные оскорбления. В финальной сцене, когда герои вместе с группой «Сквозняк» поют песню на стихи Кочеткова «С любимыми не расставайтесь», свет от сцены уходит в зал. «С любимыми не расставайтесь» — звучит как заклинание, адресованное нам, зрителям.

Герои рвутся навстречу друг к другу через толпу, через обстоятельства, через случайных людей. Выпустив руку, так легко потеряться в толпе.

Конечно, обязательно нужно сказать про актеров театра «Вертикаль». Не хочется использовать это тяжелое театральное слово «ансамблевость», но в данном случае, актеры настолько чувствуют друг друга и играют в такой динамичной связке, что это именно слаженный актерский ансамбль. Интересно, что эпизодическая гиперболизированность образов вкупе с отличной актерской игрой смотрится настолько достоверно и искренне, что пробирает до мурашек, а, порой, и до слез. Комические герои могут сменить маску на трагедию и наоборот. Такая неоднозначность лишает нас, зрителей, возможности судить. Да, собственно, тут даже судьи лишены этой возможности. Несмотря на местами партийную, советскую манеру, они здесь, скорее, психологи. Пытаются выслушать, разобраться, дать возможность передумать.

Должны ли мы быть похожими, подходящими? Нет, говорит судья: «нет людей во всем одинаковых. Это было бы невыносимо скучно». Можно любить, будучи совершенно разными. Важно – не расставаться с любимыми.

Всех зрителей взволновал саундтрек спектакля, поэтому мы попросили Евгения Соколова поделиться им со всеми нами.

Чайф, «Не дай мне повод»

Rebbeca Brandt, «Run»

ДДТ, «Метель»

Сплин, «Летела жизнь»

Валерий Чечет, «Вот вы поверили в меня…»

Таривердиев, «С любимыми не расставайтесь»

Наутилус Помпилиус, «Колеса любви»

(фотографии из группы в ВК «Народный Молодежный театр «Вертикаль»)

Поделиться:

Комментировать

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля