Культура Портрет

«То, что понятно людям, я рисовать не хочу»: откровения ковровского художника граффити

Проспект.Медиа, Red Hat Studio, Илья Сугроб Кочуев, художник граффити, стрит-арт, фотограф Денис Меринов

Традиционно все граффитчики скрывают свои лица. А Илья Кочуев (он же — Agus и Sugrob) взял и снялся у Дениса Меринова для нашей рубрики «Портрет». Что это за «каминг-аут» такой?

Проспект.Медиа, Red Hat Studio, Илья Сугроб Кочуев, художник граффити, стрит-арт

«Это у Кевина Спейси — каминг-аут. У меня все нормально», — смеется Илья. — Просто мне уже много лет, я вырос из штанишек художника-вандала, меня не узнают на улицах, так что мне нечего бояться».

Так как ты позиционируешь себя сегодня?
Как художника, точнее не скажешь. Просто я рисую в разных направлениях – и на улицах, и на холсте, и оформляю стены на заказ в квартирах и коммерческих заведениях. Причем подписываюсь везде по-разному: в первом случае я «Agus»,

во втором – «Sugrob»,

в третьем – «Red Hat Studio».

То есть ты сейчас «в законе». А можешь вспомнить какую-то историю из прошлых лет, когда приходилось скрываться от полиции?
На самом деле я давно ничего нелегально не расписывал – очень сложно сделать что-то достойное в условиях «палева».

Проспект.Медиа, Red Hat Studio, Илья Сугроб Кочуев, художник граффити, стрит-арт, фотограф Денис Меринов
Вспомню такой случай. В воскресенье ночью мы с Гошей (Георгием Ясафовым, — прим.ред.) оформляли стену у бара Vinnie Jones, а в понедельник утром я поехал в Москву, чтобы оформлять столичный барбершоп Top Gun.

Пока стоял и ждал автобус, увидел, как из-под моста выезжает расписанная электричка «Ковров-Владимир». Увидел и забыл. А спустя три дня мне звонит дядечка из полиции, потом – тетечка из полиции и говорят: мы знаем, что вы занимаетесь граффити, это вы рисовали у бара? Я отвечаю: да, но я занимаюсь не столько граффити, сколько художественным оформлением. Они решили, что поскольку я в тот день был рядом с вокзалом, то рисунок на вагоне – тоже моя работа. Копы приглашали меня к себе на разговор, но я находил способы отказаться – законных поводов обязать меня к ним прийти у них не было.

А вообще, много ты хулиганил на своем веку?
Любой рисунок, нанесенный незаконно в черте города, считается порчей городского имущества. Конечно, за 20 лет моей «хулиганской» деятельности таких рисунков накопилось немало. Что-то осталось до сих пор, что-то закрасили.

Как-то раз ты сказал, что участие в фестивалях граффити, которые организуют активисты от власти, тебе не интересно.
Я не готов бесплатно рисовать то, что хотят увидеть люди. Точнее, не люди, а организаторы. Они задают темы типа «Мой любимый город», «Чемпионат мира по футболу», «Я люблю свою страну»… Если бы за это платили деньги – можно было бы исполнить заказ. Но рисовать «за краску» – это не мое. Точнее, я готов работать бесплатно, но в таком случае я хочу воплощать свои задумки.

Давай представим, что тебе выделили любое пространство в городе и дали карт-бланш. Что и как бы ты мечтал расписать?
То, что я действительно хотел бы нарисовать, скорее всего не будет нравиться прохожим.

Почему?
Ты не слышала, что они говорят, как комментируют! Например, сейчас я нашел прекрасную стеночку на Ватутина – она принадлежит котельной: там я перекрываю рисунки моего старого знакомого Чипа (кстати, владельцы этой стены ни разу не подходили и не пытались меня прогнать). Я прихожу туда с красками, со стремянкой, работаю над рисунком дней по десять. Люди (в основном, бабушки или мамы с колясками) проходят, смотрят – им не понятно. А раз не понятно – значит, это безвкусная и немодная фигня (и не важно, насколько искусно выполнен рисунок). Вот если бы я нарисовал розочки и солнышко – было бы самое то. Но я же не для них рисую!

С другой стороны, ты рисуешь на открытых площадках, которые люди видят каждый день…
Я не рисую на темы порнухи, фашизма или расчлененки. Хотя черепа рисовал бы с удовольствием. С черепами тоже был связан забавный случай: женщина попросила меня закрасить череп на стене на Строителей, вида которого боялся ее маленький ребенок. В итоге я получил заказ от этой женщины — перекрыл чужую работу, нарисовал ей ее розочки, все довольны. Это, кстати, могло бы стать хорошим бизнесом: один рисует «чернуху», другой за деньги ее закрашивает!

Не обязательно понимать, что написано или нарисовано на граффити. Это как в абстракции: нужно уметь оценить сочетание форм, композицию, цвета – да хотя бы масштаб и сложность работы! Я же не «бомблю» двухцветными автографами. Я ответственно подхожу к вопросу: делаю эскиз, выбираю погоду, провожу на улице целый день… А потом проходит какая-то цаца и говорит, что ты нарисовал дерьмо – это реально задевает.

Проспект.Медиа, Red Hat Studio, Илья Сугроб Кочуев, художник граффити, стрит-арт, фотограф Денис Меринов

Сейчас я бы очень хотел сделать большой фасад – скажем, трехэтажного дома. Такие «глухие» фасады есть у старых желтых домов на Лопатина за Торговым центром.

Что нарисовал бы? Что угодно, но точно не шрифт. Возможно, цветовую абстракцию. Да хоть птичку на веточке, хоть зайцев. Но сложно себе представить, что 100% жителей дома согласятся, согласуют эскиз да еще и скинутся на краски. Хотя в Москве, например, стоимость квартир в домах со стрит-артом сразу же увеличивается. И чем более крутой и авторитетный художник работал над граффити, тем выше взлетает цена недвижимости.

Огромная пустая стена есть у «Ковров Молла» — было бы круто с ней поработать. Очень жду такой возможности».

А как вы отнеслись бы к тому, чтобы в Коврове появлялось больше ярких красок вместо бетонных стен?

Фото: Денис Меринов, Артем Буренков

Поделиться:

Комментировать

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля