Город Культура

История дома, которого нет

Ковров, Лопатина, 70. Про этот дом было много написано в прошлом году: как он горел, как его сносили. Недавно прогуливалась мимо: на месте дома — гора мусора. А ведь для меня это совершенно личная история: в нем я родилась. И не только я. Мой отец, Анатолий Гульчук, записал для Проспекта свои воспоминания. Как и когда строили этот дом, кто и как в нем жил — в этом небольшом эссе уместился целый срез жизни Коврова в советскую эпоху. Старые фото и ностальгия — вот и все, что осталось от этого дома.

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий ГульчукТекст: Анатолий Гульчук

В прошлом году в одной из местных газет на глаза попалась заметка о сносе аварийного дома №70 по улице Лопатина – дома, где я провел 51 год жизни. Доехал, посидел на единственной оставшейся скамейке у бывших сараев. Посмотрел на пустующий, с обгоревшим верхним этажом, выбитыми окнами мой дом, погрустил, попрощался с ним, как когда-то прощался с проданной квартирой под номером 37.

Дом этот был построен в декабре 1957 года (мне был один год) в «экскаваторном» поселке – тогда микрорайоны в просторечии назывались «поселками»: Ивановский, Калининский и так далее. Строили его хозспособом сами будущие жильцы – после рабочей смены и по выходным с помощью тогда богатого экскаваторного завода.

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий ГульчукПроект дома, видимо, был немецкий или прибалтийский, с мансардным третьим этажом: как шутили жители соседних домов, — «с курятником». Скорее всего, этот дом был первым на очереди, потому что последующие дома на поселке были обычными 3х-этажками – так решили жители. Эти дома и сейчас стоят вдоль проезда Брюсова и на Лопатина в районе бывшей «седьмой» школы (сегодня – школы №24).

Стены возводились из шлакобетона, котельную в соседнем «девятом» доме топили углем. Дом получился очень теплым, вот только закрепить что-то в стене было проблемой – дюбель не держался в пористой структуре.

Иметь свою собственную квартиру в те годы было счастьем, ведь большинство ковровчан жило в частном секторе, в бараках или коммуналках. Но до подключения газа готовили на деревянных печах.

Наш дом был многонациональным. Русские, евреи, украинцы, белорусы, татары жили очень дружно, отмечали праздники на улице с песнями и плясками под гармонь.

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий Гульчук
Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий ГульчукДети войны – наши родители – радовались миру и молодой жизни: с Победы прошло лишь 12 лет.

На 24 квартиры было 42 ребенка! В основном, мальчишки примерно одного возраста. В соседних дворах было то же самое. Учились в три смены – школы были переполнены.

Каких только приключений и игр не было в нашей юности! Мы жили на улице и улицей. Катание с гор Черного дола и карьеры по улице Брюсова, мотокросс на Шириной горе, спуски в котлован строящегося бассейна «Сигнал», катание на самодельных плотах в талых водах фундаментов домов, купание во всех возможных водоемах от Малеевки до «бугорков» и пляжа около старого деревянного моста, наблюдение за смельчаками, сигающими с самой высоты (там же мы снимались в массовке фильма «Красные пчелы»)…

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий Гульчук, советский ковров
На фото — отец автора, Алексей Гульчук

Перебравшись через перешеек в сад КЭЗ, пробовали курить дешевые литовские сигареты «Юрите» («Русалка»), весь день питались хлебом, диким луком, щавелем.

После нашего загорания на крыше родители закрыли чердак. После похода по канализационным ходам – подвал. После ранения лица одного из наших товарищей (насмотрелись «Три мушкетера» и наделали самодельных шпаг) – оружие было погнуто и закинуто на крышу сарая.

Зимой строились такие крепости, что во дворах весь снег был убран, и крышей «башни» становилась крышка люка от дворовой помойки…

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий Гульчук, советский ковров
Пиротехнику современности нам заменяли стружки магния, селитра и карбид после газосварки. «Шутиха» — прежняя фотопленка в фольге из-под шоколада – летела как маленькая ракета с густым белым шлейфом дыма…

Мы перетаскали со строек кучу ценностей – например, обломки гранита с памятника на площади Победы. Из оргстекла и пенопласта изготавливали щитки для хоккея. Да всего и не перечесть. Однозначно, это было интересное и счастливое время.

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий Гульчук, советский ковров
Анатолий Гульчук

В этот дом я привел жену, из него уходил в армию, здесь родились мой сын и моя дочь, отсюда проводил в последний путь родителей. И вот спустя 60 лет я простился со своим родным домом с грустью и светлыми воспоминаниями о жизни в то время.

Видимо, и к домам подходят строчки «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Прощай, дом номер 70.

Проспект.Медиа, Лопатина 70, старый Ковров, история Коврова, Анатолий Гульчук, советский ковров

Поделиться:

1 Комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля